На самом деле, завершающая неделя 2022 г. на рынке стали выдалась спокойной. Кто-то уже праздновал, кто-то доделывал последние дела перед Новым годом. Так что, дела бизнеса были оттеснены на второй план. Сделок было мало, цены никуда не двигались.

Из текущих тенденций можно отметить следующие. В России это, в первую очередь, относительная стабилизация рубля на качественно новом уровне. Если не точку, то, по крайней мере, жирную запятую в дискуссиях аналитиков поставил первый вице-премьер Андрей Белоусов, заявивший, что в нынешних условиях для экономики более выгоден курс в 70-80 руб. за доллар.

Может, так и в самом деле лучше с точки зрения поддержки экспорта. Особенно, с учетом подешевевших в конце прошедшего года нефти и природного газа. Но для цен на стальную продукцию ослабевший рубль — сигнал к повышению. Вероятно, пока незначительному, но такая тенденция, безусловно, наличествует.

В мировой экономике на первом месте, безусловно, находился Китай. Подъем в первой половине декабря сменился стабилизацией (или даже стагнацией) во второй. «Ах, злые языки страшнее пистолета!» - под этой цитатой вполне может подписаться китайское руководство, так как основной причиной остановки роста стала шумиха по поводу небывалой волны ковида, якобы, накрывшей Китай вскоре после резкого ослабления карантинных ограничений в начале декабря.

Западные информагентства как о чем-то само собой разумеющемся и в доказательствах не нуждающемся пишут о миллионах (нет, десятках, сотнях миллионов!) новых случаев. И хотя китайские источники никаких таких ужасов не подтверждают, какие-то проблемы с заболеваемостью в стране, по-видимому, есть. В любом случае, в северных провинциях похолодало, а это не лучшим образом сказывается на потреблении стальной продукции.

В конце декабря китайские металлургические компании немного понизили экспортные котировки. Это было вызвано не только внутренними причинами, но и возросшей конкуренцией на внешних рынках, куда усиленно возвращаются корейские и индийские производители. Да и вьетнамская Formosa Ha Tinh все более уверенно чувствует себя в качестве крупного экспортера горячекатаного проката.

Немаловажные процессы происходили в конце декабря в Европе. Местные металлургические компании рассчитывают, что в январе обстановка для них улучшится, и поэтому поднимают цены на стальную продукцию. В декабре новые котировки только анонсировались, но в ближайшее время могут превратиться в реальность.

Европейские молитвы погодным богам, похоже, были услышаны где-то там, в небесной канцелярии. Волна холода, немного попугав европейцев в начале декабря, переместилась в Штаты, устроив американцам снежное и морозное Рождество. В Западной же Европе установилась просто идеальная как для этого сезона погода: нехолодная и ветреная. Благодаря этому сократилось потребление природного газа, который подешевел до самой низкой отметки с середины февраля 2022 г.

Теперь в Европе никто не сомневается, что они переживут эту зиму без особых потрясений, а положение о потолке цен на газ в размере 1933 евро за 1 тыс. куб. м, вступающее в силу с 15 февраля, так и останется невостребованным. Более того, в Германии прогнозируют на ближайшие месяцы только «мягкую» рецессию, которая не причинит сильного вреда национальной экономике.

В общем, если кто-то надеялся, что в идущей войне на выживание Евросоюз пошатнется уже этой зимой, то теперь можно сказать, что этого, скорее всего, не произойдет. Разве что, Дед Мороз приготовит для данного региона нечто запредельное на вторую половину зимы.

Теперь попробуем перейти от более-менее понятных близких тенденций к более отдаленным. Конечно, было бы неплохо спрогнозировать на начавшийся 2023 г. нечто эпохальное и грандиозное (и желательно, не мировую ядерную войну — это не шутка, если что). Такие сценарии есть, и связаны они, прежде всего, с обстановкой на фронтах. Но есть подозрение, что игра сейчас идет вдолгую.

Прежде всего, прорвавшийся в феврале 2022 г. в видимую, зримую фазу конфликт — это надолго. Даже если «горячая» война в этом году приостановится либо даже прекратится, она перейдет в «холодную».

Сейчас выстраивается новая модель мировой политики и мировой экономики. Причем весьма вероятно, что 2023 г. в этом плане станет отнюдь не решающим, а только самым началом длительного пути. Ведь создавать заново приходится буквально все — от международных платежных сетей до спортивных ассоциаций.

В экономическом плане 2023 г. может стать периодом дальнейшего накопления проблем и дисбалансов в нынешней модели, в которой доминируют страны Запада. При этом вероятность кризиса, резкого обострения, обвала рынков, разрыва экономических связей видится не очень высокой.

Прошлые кризисы начинались на биржах. Но теперь эти рынки стали контролируемыми. Поэтому ни Credit Suisse, ни Deutsche Bank, ни какая-либо из крупных ИТ-компаний ни при каких обстоятельствах не станет новым Lehman Brothers образца осени 2008 г. При полном контроле над западными СМИ общество может «не заметить» событие любой важности. И обратно, почти любую «муху» можно при необходимости превратить в информационном пространстве в «слоника».

Определенно, в этом году не будет дешевых энергоносителей по причине ограниченных объемов предложения. Однако реальный уровень цен будет зависеть, в первую очередь, от Китая. В 2022 г. КНР «объявила пас» за глобальным игровым столом, зажав экономику локдаунами. В частности, китайский импорт сжиженного природного газа (LNG) сократился на 20% по сравнению с предыдущим годом. Во многом, за счет этого европейские страны смогли заместить российский трубопроводный газ сжиженным.

Но в конце декабря в заявлении Государственного комитета по делам здравоохранения КНР было указано, что с 8 января 2023 г. Китай понизит уровень реагирования на это заболевание с категории «А» до категории «В» в соответствии с Законом КНР о профилактике и лечении инфекционных заболеваний. Это означает, что ковид больше не будет относиться к числу опасных заразных болезней, требующих введения карантинного надзора. Эволюция от политики нулевой терпимости к ковиду до состояния «Конец всех ограничений» свершилась в течение немногим более месяца!

Конец года в Китае прошел под знаком поднятой западными СМИ шумихи о чудовищной вспышке заболевания. Но, как известно, нельзя обманывать всех в течение долгого времени. Можно ожидать, что после празднования китайского Нового года (конец января — начало февраля) экономика КНР, освобожденная от ковидных оковов, пойдет на подъем. И если ее каким-либо образом не притормозят извне, спрос на ресурсы и цены на них пойдут вверх. В рамках этой тенденции могут подорожать, в частности, железная руда и стальная продукция.

Процесс дедолларизации мировой торговли будет в наступившем году продолжаться, но останется очень постепенным. Да, США и Евросоюз безбожно злоупотребляют своими правами эмитентов резервных валют, но пока доллары и евро вполне адекватно выполняют роль мировых денег. Даже насквозь подсанкционная Россия по-прежнему имеет возможность на них покупать много чего полезного, пусть даже задорого, из-под полы и по обходным схемам.

Нынешняя система начнет рушиться только тогда, когда незападным странам станет выгоднее и проще торговать не с Западом, а друг с другом и при помощи собственных валют. Пока что же США и Европа вытягивают товары и ресурсы со всего мира, приводя в движение глобальную экономику. И альтернативы этим «суперпотребителям» нет и не будет, потому как ни у кого больше нет возможности «рисовать» деньги триллионами и на них жрать в три горла. Изменить, преобразовать, трансформировать эту систему нельзя. Она может только рухнуть. Но ожидать, что это произойдет уже в нынешнем году, было бы слишком большим оптимизмом.

Россия в ближайшие месяцы будет продолжать приспособление к новым условиям. После Первой Мировой войны всем стало понятно: мобилизация — это война. А сейчас ясно, что мобилизация экономики — это тоже война. Безусловно, как отметил президент на заседании коллегии Минобороны в конце декабря, классическая мобилизационная экономика образца 1941-1945 гг. России совершенно не нужна. Достигнутый уровень развития на сегодняшний день, структура экономики позволяют решать стоящие перед страной задачи без милитаризации.

Тем не менее, в российской экономике сейчас происходит трансформация, по своим масштабам сравнимая только с 30-ми гг. ХХ века. В 2022 г. был в целом завершен «нулевой цикл». Представляется, что весь текущий год в промышленности пройдет под знаком постепенных перемен. После вынужденной паузы возобновятся инвестиционные проекты в отраслях, отнесенных к приоритетным. Появятся заметные результаты импортозамещения и локализации в таких отраслях как автопром, авиастроение, информационные технологии. Будет и дальше увеличиваться спрос на специализированные виды стальной продукции.

Все эти процессы тоже рассчитаны на долгую перспективу. При этом конечной целью должно стать превращение России в крупного экспортера не только ресурсов, но и современной промышленной продукции. Отечественный рынок недостаточно широкий, надо выходить на мировой уровень. Кстати, только так можно будет полностью загрузить мощности отечественных меткомбинатов, которым, возможно, так и не удастся восстановить докризисные объемы экспорта.

Не исключено, что через несколько лет большинство крупных нетто-импортеров стальной продукции будут находиться в Африке. Остальные страны будут строить металлургические предприятия и самостоятельно покрывать все большую часть потребностей в прокате и трубах. Например, большие планы развития сталелитейной отрасли есть в Юго-Восточной Азии, Индии, странах Персидского залива, Центральной Азии.

Впрочем, основным рынком сбыта в России продолжит оставаться строительный сектор. Потенциально он может значительно увеличить отечественный спрос на стальную продукцию. Разворот российской внешней торговли с запада на восток потребует огромных капиталовложений в строительство автомобильных и железных дорог, портов, трубопроводов. А есть еще жилищное строительство, давным-давно назревшая модернизация коммунальных сетей, восстановление новых территорий...

Все это требует огромных денег и ресурсов и, наверное, не все сработает в текущем году, как подобает. Но, понимая, какие серьезные испытания нам всем предстоят в обозримым будущем, лучше относиться ко всему со стойкостью и оптимизмом.

С новым, 2023 годом!

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»