Первая неделя ноября, предшествующая главному событию года в российской металлургии — 28-й Международной промышленной выставке «Металл-Экспо 2022», выдалась, можно сказать, немного блеклой, без каких-либо знаменательных событий или громких выступлений. Однако и время пока стоит такое — предзимнее. Самое важное и интересное еще впереди. Причем, ждать осталось не очень долго.

Начнем, пожалуй, с самого близкого — российского рынка стальной продукции. Здесь солировала арматура, которая в начале ноября испытала новое падение, опустившись почти что до уровня двухлетней давности, когда подъем, вызванный «коронавирусной» эмиссией, еще не начался.

Есть вероятность, что в дальнейшем цены как раз окажутся на этом уровне, соответствующем 40 тыс. руб. за т или немногим более. Строительный сектор переходит в зиму, снижая спрос, а объем предложения пока остается несколько избыточным. Металлурги, впрочем, заявляют, что дальше отступать не могут, так как достигли предела по себестоимости, однако на всякий случай сбавляют закупочные цены на металлолом.

Следует отметить, что такие процессы характерны сейчас не только для арматуры. По данным Росстата, текущая (еженедельная) инфляция уже несколько месяцев подряд находится практически на нуле. Это означает, что в российской экономике происходит, скорее, дефляция, являющаяся классическим признаком перепроизводства, точнее, недостатка потребления.

Проблемы с экспортом, импортом, инвестициями, эмиграцией и мобилизацией привели к тому, что рынок съежился. Его восстановления, очевидно, придется ждать достаточно долго. Для этого, вероятно, потребуются такие изменения как переход экономики на режим более-менее мирного времени, увеличение государственных расходов на гражданские сектора и проекты, восстановление производственных цепочек путем прорыва торговой блокады или своими силами.

В конце октября глава ЦБ России Эльвира Набиуллина заявляла, что российская экономика достигнет дна, от которого сможет оттолкнуться, летом 2023 г. От этого и будем исходить.

В связи с этим возникает вопрос о стремлении металлургических компаний пролонгировать нынешние цены на листовой прокат до конца года или хотя бы обойтись минимальным понижением. Достаточно велика вероятность, что понижение в итоге будет более существенным, чем хотелось бы производителям.

Сжатие внутреннего спроса объективно происходит, особенно сильно это задело рынок сварных труб общего назначения, где некоторые компании обрушили спотовые цены до уровня августа. Кроме того, у меткомбинатов возникли трудности с экспортом. Китайские, японские, корейские компании не только обвалили мировой рынок, но и заключили контракты на большие объемы стальной продукции с поставкой в Турцию и другие страны Ближнего Востока в первом квартале 2023 г.

Чтобы всерьез заинтересовать покупателей в таких условиях, российским компаниям приходится сбрасывать цены на заготовку до менее $500 за т FOB, а на горячекатаный прокат — до $520-530 за т, если не меньше. И это еще много на фоне китайцев, готовых продавать рулоны по $500 за т CFR во Вьетнам.

Резкое удешевление китайской стальной продукции обусловлено двумя причинами. Первая — это излишки предложения на внутреннем рынке. Китайские металлурги надеялись на оживление спроса в сентябре-октябре, а его не произошло. По мнению специалистов из китайской компании Mysteel, в ноябре ситуация нормализуется. Особого роста цен не произойдет, но они хотя бы перестанут падать.

Вторая причина может оказаться более долгосрочной. Это ослабление курса китайского юаня. В последние месяцы доллар неуклонно растет по отношению к евро, иене, британскому фунту, турецкой лире, индийской рупии и большинству прочих валют, в число которых, правда, не входит наш российский рубль. В конце октября иена падала до самой низкой отметки с 1990 г., а юань сейчас устанавливает новые минимумы с 2007 г.

Усиление доллара напрямую связано с процессом подъема процентных ставок. ФРС США как раз повысила ставку на 75 б.п. до уровня 3,75-4%, что стало максимальным уровнем с начала 2008 г. Причем глава этой организации Джером Пауэлл сообщил, что это, вероятно, еще не последнее поднятие. Доллар от высоких ставок крепнет, а вот экономика западных стран, привыкшая с 2009 г. к почти бесплатным деньгам, может существенно просесть.

Пока крайне сложно просчитать, как это все скажется на колебаниях курсов валют. Нынешняя ситуация беспрецедентная, так как политика роста процентных ставок вполне может сочетаться с дальнейшим использованием печатного станка. Так что, с одной стороны, будет происходить борьба с инфляцией, а с другой, та же инфляция одновременно будет раздуваться. Важную роль здесь будут играть цены на энергоносители.

Октябрь выдался благоприятным месяцем для потребителей энергии. Нефть, газ, уголь, по большей части дешевели. Погода весь месяц держалась ветреной и относительно теплой, что позволило снизить спрос на газ и электроэнергию при увеличении выработки на ветростанциях. В Европе практически целиком заполнили газохранилища. При этом в регион навезли столько сжиженного газа, что в конце октября по контрактам на завтра на нидерландском хабе TTF наблюдались отрицательные цены. Поставщики, которым некуда было девать газ, были готовы приплачивать тем, что сможет его немедленно забрать.

Однако с приближением зимы, как говорится, лафа заканчивается. Стоимость газа на TTF снова превысила отметку 1300 евро за 1 тыс. куб. м, а в дальнейшем может подняться еще выше. Тут очень многое будет зависеть от погоды. При этом главная проблема заключается в том, что этой зимой на рынке возникнет физический дефицит природного газа. В случае серьезного и достаточно длительного похолодания в январе или феврале цены на него вообще могут улететь в космос.

Кстати, именно новое подорожание газа и электроэнергии может стать тем фактором, что обратит мировой рынок стальной продукции вспять. Европейские металлурги уже заявляют, что горячекатаный прокат в ЕС должен стоить не менее 700 евро за т EXW за базу, иначе у них возникнут убытки. Впрочем, повторения мартовского скачка в любом случае не произойдет. Базой для него служил ажиотажный спрос, а сейчас спроса-то и не будет. Европейские промышленники и сами пока не знают, как переживут эту зиму, следовательно, будут осторожничать с закупками проката.

В общем, если все суммировать, получается, что в ближайшее время стоимость стальной продукции в России будет, скорее всего, медленно уменьшаться. На мировом рынке произойдет стабилизация на низком уровне, а дальнейшее развитие событий будет зависеть от действия таких факторов как погода, цены на нефть и природный газ, курс доллара к основным валютам.

В любом случае, скучно никому не будет!

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»