В рамках деловой программы Международной промышленной выставки "Металл-Экспо 2022" состоялось заседание Рабочей группы по Межотраслевой программе освоения новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения на период 2018-2023 годы (МОП).

Как отметил советник генерального директора ЦНИИчермет им. И.П. Бардина Аркадий Тихонов, до завершения срока программы, принятой в 2018 г. на пять лет, осталось полгода, пора подводить итоги. МОП содержит 44 пункта, из них 11 уже выполнены, из оставшихся 33 большая часть находится в работе. К некоторым пунктам фактически так и не приступали, но некоторые из них стали сейчас очень актуальными.

В частности, большие трудности приходится сейчас преодолевать "АвтоВАЗу". За время, пока крупнейший российский автозавод находился под контролем французской группы Renault, он в значительной степени перешел на использование зарубежных комплектующих, многие из которых теперь оказались недоступными. В ряде случаев конкуренция со стороны иностранных поставщиков привела к упадку оригинальных российских разработок. Так, например, произошло с порошковой металлургией, компетенции в которой были во многом потеряны.

Сейчас восстановление этих компетенций становится важнейшей задачей. А порой российским компаниям приходится браться за освоение выпуска продукции, аналогов которой не выпускали даже во времена СССР. Начальник Исследовательского центра НТЦ АО «АВТОВАЗ» Дмитрий Рузаев привел в своем выступлении целый список деталей, импорт которых нуждается в срочном замещении.

Для этого российским компаниям необходимо освоить ряд новых компетенций по производству пружинной стали для клапанов и подвески, проката с алюмокремниевым покрытием для топливных баков, прецизионного проката для большого числа автокомпонентов. В ряде случаев работа над этим уже ведется, хотя быстрых решений тут не будет. Впрочем, по словам Дмитрия Рузаева, кризис подталкивает к инновационным решениям.

Значительно продвинулись по пути импортозамещения Оскольский ЭМК, выпускающий широкий сортамент сталей для автопрома. Некоторые из них проходят испытания на КАМАЗе, другие уже используются в автопроизводстве. Расширяют поставки для автопрома ММК, "Северсталь", осваивает изготовление автокрепежа "ММК-Метиз".

В уже не таком и далеком будущем может быть решена проблема с термообработкой высокопрочного листового проката. Сдвинулись с места и некоторые другие темы, хотя для получения результатов там, вероятно, придется ждать несколько лет. На ММК налажен выпуск холоднокатаного проката малотоннажными партиями по кассетной технологии с варьированием режимов отжига.

В любом случае, российское автомобилестроение нуждается в широкой номенклатуре инновационных материалов. А металлурги реально работают над их освоением и внедрением.

Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»