В рамках выставки «Металл-Экспо’2016» состоялось заседание рабочей группы по освоению новых видов и улучшению качества металлопродукции для автомобилестроения. В нем приняли участие представители металлургических компаний, поставляющих стальную продукцию для автопрома, автомобильных заводов и научно-исследовательских институтов.
Как показывает практика, российские металлурги добились значительных успехов в освоении выпуска более массовых видов продукции. Так, Северсталь, ММК, НЛМК могут производить все основные марки автолиста. Их прокат используется почти всеми иностранными компаниями, которые выпускают автомобили в России, а также поставляется за рубеж, хотя пока и в сравнительно небольших объемах. Некоторые виды проката от Северстали включены в международную базу данных AutoForm — программного обеспечения по моделированию процессов штамповки.
Между российскими металлургами и автомобилестроителями налажено тесное сотрудничество. Так, АВТОВАЗ и ММК организовали стратегическое партнерство по повышению качества продукции, созданию ее новых видов, освоению новых компетенций. На аналогичный уровень выходит сотрудничество ведущего российского автопроизводителя с Северсталью. На АВТОВАЗе сейчас ведут кропотливую работу по тестированию российских материалов для использования этих данных в процессе моделирования.
Сегодня российские ученые и металлурги вместе работают, например, над созданием новых марок двухфазных ферритно-мартенситных сталей высоких классов прочности, определяют наилучшие режимы горячей прокатки, отжига, перестаривания.
В то же время некоторые направления в области производства стали для автопрома остаются пока труднодоступными для российских металлургических комбинатов. В частности, на заседании рабочей группы обсуждалось создание новых марок стали для горячей штамповки. О такой разработке рассказали представители Северстали, однако созданная на Череповецком металлургическом комбинате технология применима пока только к горяче- и холоднокатаному прокату без покрытия, тогда как производителям штамповок требуется защита поверхности. В мировой практике для этой цели обычно используется алюмокремниевое покрытие, но в России такого производства нет, а импортная продукция слишком дорога.
Основная трудность здесь в том, что новое производство обойдется достаточно дорого, а потенциальный рынок сбыта совсем не велик. На АВТОВАЗе его оценивают всего в несколько тысяч тонн в год на первых порах. Собственно, именно это несоответствие затрат на освоение выпуска новых видов продукции и ожидаемых объемов продаж является одной из наиболее сложных проблем российской «автомобильной» металлургии.
Как отметил начальник отдела инжиниринга материалов АВТОВАЗа Д. Рузаев, собственно российское производство автомобилей недостаточно велико. Из-за этого металлургам нерентабельно налаживать выпуск специализированной продукции, потребление которой в масштабах страны исчисляется тысячами или, может, несколькими десятками тысяч тонн, тем более что крупные западные корпорации не будут утверждать отдельные материалы для российских подразделений. Их глобальный бизнес как раз и основан на централизованном снабжении по всему миру.
Именно поэтому уже который год не сдвигается с места вопрос снабжения российского автопрома продукцией из нержавеющей стали. Впрочем, возможно, в ближайшем будущем здесь произойдут кое-какие подвижки. По словам представителя Мечела, на предприятии вскоре войдет в строй муфельная печь с защитной атмосферой для отжига. Это позволит получать высококачественный металл, соответствующий требованиям автопроизводителей.
Вообще, российские металлурги могут произвести продукцию самого высокого качества, порой выше мирового уровня. Так, Северсталь совместно с ЦНИИчерметом им. И.П. Бардина разработали уникальную высокодемпфирующую сталь 01Ю5Т, способную поглощать упругие колебания и погашать вибрацию. Причем ее механические свойства позволяют использовать ее для изготовления вибропоглощающих накладок, вкладышей, втулок, кронштейнов подвеса виброактивных деталей и прочей сходной продукции. Получают сталь по обычной технологии, так что ее стоимость примерно такая же, как у обычной легированной стали.
Пока что на Череповецком металлургическом комбинате провели только одну плавку — 350 т. Сейчас на предприятии ищут заказчиков на следующие 350 т. Одним из них станет АВТОВАЗ, планирующий провести испытания нового материала. Но такая сталь, очевидно, найдет широкое применение и за пределами автопрома.