Шумиха, поднятая вокруг импортозамещения, настолько велика, что это даже вызывает определенное беспокойство. Ведь все мы слишком хорошо знаем, как громкие слова могут подменять собой реальные дела, а широко разрекламированные стратегические программы в конечном итоге остаются только на бумаге. Однако в действительности импортозамещение в России происходило в последние годы, происходит и будет происходить «естественным» путем, независимо от призывов и усилий правительства.
Безусловно, поддержка государством ряда проектов в этой области способна существенно ускорить процесс, а помощь в виде финансовых средств и «административного ресурса» может оказаться очень действенной. Но основная работа в направлении импортозамещения будет происходить на реальном производстве, а не в чиновничьих кабинетах. И именно по этой причине оно и в самом деле может сыграть большую роль в дальнейшем развитии российской промышленности и способствовать расширению рынка сбыта для российских металлургических компаний.
Порой на российских, а, особенно, на украинских сайтах можно найти немало ехидных комментариев по поводу импортозамещения. Основная их мысль такова: «А чего же вы раньше не сподобились? Что вам мешало?!». Самое интересное, но правильный ответ на эти вопросы такой: ничего не мешало, и импортозамещение осуществлялось в течение, как минимум, последних 10-15 лет. Просто до недавнего времени этой проблеме не уделялось такого внимания.
Действительно, импортозамещающая программа «Газпрома», направленная на организацию изготовления на российских предприятиях продукции, ввозимой из-за рубежа, стартовала еще в 2003 году. И ее результаты, как говорится, налицо. Например, в то время в России вообще не выпускались трубы большого диаметра (1420 мм) для магистральных газопроводов. Их приходилось закупать в Украине и странах дальнего зарубежья. Теперь же львиная доля таких труб, а также значительная часть штрипса для них выпускаются в России. Мощности по их производству даже несколько избыточны в масштабах страны, хотя это, как говорится, уже другая история. Кроме того, за последние 10 лет, по словам руководителя дирекции «Газпром нефти» по закупкам и капитальному строительству Абдуллы Караева, российские заводы освоили выпуск почти всего оборудования, используемого при добыче нефти и газа на суше.
В государственной энергосетевой компании ФСК ЕЭС в настоящее время действует программа импортозамещения на 2010-2014 годы. В соответствии с ней доля отечественного оборудования в общем объеме закупок в текущем году должна достигнуть 54%, в то время как в конце прошлого десятилетия данный показатель составлял менее 35%. Его рост более чем в полтора раза за пять лет достигается благодаря строительству в России нескольких крупных предприятий по изготовлению передового электротехнического оборудования (в основном, совместно с иностранными партнерами), а также налаживанию выпуска ряда важнейших изделий российскими заводами.
Подобных примеров можно привести много и в различных отраслях. Так, широко известная программа создания российских вертолетных двигателей, способных заместить продукцию украинской компании «Мотор-Сич», стартовала на петербургском ОАО «Климов» еще в январе 2010 года. Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), чья программа импортозамещения была признана лучшей на IV Всероссийской конференции «Управление корпоративными закупками», тоже начал работу по созданию инновационных моделей вагонов в 2010 году.
Все это объясняется тем простым фактом, что импортозамещение и его разновидность локализация выгодны. Во-первых, для заказчиков, которым они позволяют сократить затраты и облегчить производственный процесс. Как, в частности, сообщил президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, комментируя размещение на Волжском машиностроительном заводе (ВМЗ) заказов на изготовление оснастки и инструментов для выпуска новых моделей автомобилей «Лада» и «Ниссан» на общую сумму около 1 млрд. руб., основное преимущество ВМЗ заключается в минимальном сроке исполнения. Ведь только на доставку штампов, пресс-форм и других изделий из Китая, Кореи и Турции уходило до месяца.
Во-вторых, импортозамещение выгодно самим исполнителям. Основу промышленного импорта России представляет высокотехнологическая дорогостоящая продукция, производство которой создает значительную добавленную стоимость и позволяет рассчитывать на высокие прибыли. Кроме того, цена импортных товаров всегда немного завышена, так как включает логистическую составляющую. Поэтому конкурировать с иностранными поставщиками при сравнимом качестве продукции вполне возможно. В частности, на вытеснение с отечественного рынка импортной продукции во многом нацелены проекты строительства в России новых линий цинкования и нанесения полимерных покрытий.
Вообще, импортозамещение появилось в России в качестве одного из приоритетов государственной политики только в марте 2014 года, когда против России ввели санкции, причем стало ясно, что это — надолго. Вот тогда возникли реальные риски возвращения западных стран к старой практике времен Советского Союза, когда любой мало-мальски высокотехнологический экспорт в СССР контролировался и часто запрещался КОКОМ.
В принципе, до этого времени зависимость российской промышленности от западного передового оборудования и технологий, а также поставок комплектующих для военной техники из Украины была не совсем приятной, но не смертельной. В конце концов, мировой рынок как раз и существует для такой международной кооперации. Ни одна страна, даже Китай, не производит всей линейки промышленной продукции. Многие (а в российском случае, увы, очень многие) товары выгоднее приобрести за рубежом, чем вкладывать значительные средства и долгие годы в освоение их производства без какой-либо гарантии получения нужных результатов.
Собственно, анонсированные и разрабатываемые в настоящее время государственные программы импортозамещения предназначены, в первую очередь, для ликвидации критических уязвимостей стратегических отраслей российской экономики — прежде всего, оборонной промышленности и нефтегазового комплекса. Поэтому наиболее серьезная программа, которая разрабатывается еще с весны и должна, вроде бы, быть завершена в декабре, касается именно военных производств. Помимо этого, в приоритетах оказались оборудование для шельфовых нефтегазовых проектов и станкостроение, в котором доля импорта, и в самом деле, чересчур велика.
Реальным «выходом» этих программ, судя по всему, станет государственная поддержка ряда приоритетных проектов. Это, в частности, освоение производства двигательных установок для военных кораблей на НПО «Сатурн»,нержавеющих труб для нефтегазодобывающей отрасли, современных станков в рамках холдинга «Станкопром», некоторые другие. На самом деле, задачи это сложные и длительные, так как многие необходимые для страны производства придется создавать практически с нуля и вопреки обычной рыночной логике. Очевидно, будет поощряться локализация, которая сейчас выгодна и для европейских компаний, так как позволяет обойти санкции. Об этом, в частности, рассказывали некоторые иностранные участники 20-й международной промышленной выставки «Металл-Экспо-2014», состоявшейся 11-14 ноября в Москве.
Другое дело, что сейчас многие компании стараются подвести свою обычную стратегию развития и расширения ассортимента за счет более качественной и современной продукции под модное «импортозамещение». Хотя в целом особого преувеличения здесь нет: любая деятельность, направленная на освоение выпуска изделий, аналогичных импортируемым, подпадает под эту категорию.
Поэтому, пожалуй, не стоит возлагать на политику импортозамещения уж очень большие надежды в плане ускорения развития российской экономики. По большей части, она будет укладываться в уже существующую производственную практику. Другое дело, что правительство действительно начинает уделять повышенное внимание отечественному машиностроению, а от этого, безусловно, выиграют и сами машиностроители, и металлурги, обеспечивающие их специализированной стальной продукцией.
Другие аналитические материалы МСС представлены в разделе "Аналитика"..