Прошедшая неделя не принесла ничего существенно нового на рынки стальной продукции в России и за рубежом. Прежние тенденции в целом сохраняются, ценовые изменения минимальные. На отечественном рынке дорожают, в основном, сварные трубы, в мае ожидается рост в секторе проката с покрытиями, а на мировом все медленно идет вниз.
Обстановку в России определяют сейчас продолжающееся удешевление металлолома, несколько ограниченный объем предложения горячекатаного проката и арматуры производителями на первичном рынке, обеспеченность меткомбинатов прямыми заказами и умеренный спрос на споте.
Сезонный рост затрагивает пока что, в основном, оцинкованную сталь и трубы. Они, соответственно, и дорожают. Остальные виды стальной продукции более-менее стабильны. Слабовата разве что арматура, да и завышенные цены на горячекатаный прокат в прайс-листах металлотрейдеров могут после майских праздников откорректироваться вниз.
Российская экономика, как всегда, демонстрирует двойственность и неоднозначность. Согласно данным Банка России, растет обрабатывающее производство, особенно, в секторе инвестиционных товаров. Импортозамещение продолжает создавать широкие возможности для отечественного бизнеса. В то же время, отмечается сильнейший дефицит квалифицированной рабочей силы. Несмотря на рекордно низкую инфляцию усиливаются инфляционные ожидания.
В строительной отрасли спрос есть, но пока нет подъема. Ипотечное кредитование в первом квартале было практически на прошлогоднем уровне. Во втором квартале покажет повышение благодаря эффекту низкой базы, но числовые показатели будут достаточно скромными. Сдача жилья в целом идет по прошлогоднему графику, причем строительство многоквартирных зданий демонстрирует некоторый рост, а вот ИЖС в первом квартале показало спад почти на 10%.
Участников рынка, безусловно, беспокоит сужение спроса на жилье, из-за чего сократилось количество новых проектов. По мере завершения уже идущих строек спрос на прокат строительного назначения будет уменьшаться. Правда, это будет отчасти компенсировано обширным инфраструктурным и социальным строительством, в частности, в новых регионах.
Минстрой настоятельно советует девелоперам поддержать спрос посредством снижения цен. Однако неплохо бы и Банку России понизить базовую процентную ставку, которая существенно оторвалась от инфляции (7,5% против менее 3%). А инфляционные ожидания в значительной мере определяют колебания курса рубля. То, что он стабилизировался в последнее время, это плюс. А то, что на уровне ниже 80 руб. за доллар — большой минус. Аналитики валютного рынка предсказывают укрепление рубля, но не сейчас и не сразу.
Впрочем, для металлургов слабый рубль — это однозначно хорошо. Долларовые экспортные котировки существенно понизились в последнее время и продолжают падать. Более того, на всем мировом рынке стали преобладают, в основном, негативные ожидания.
Многие проблемы российских экспортеров стали имеют корни в Турции. Подъема на местном рынке, вызванного восстановительными работами после февральского землетрясения, так и не получилось. Наоборот, спрос низкий, цены на стальную продукцию медленно опускаются, дешевеют металлолом и товарная заготовка. Есть некоторый шанс на то, что после завершения Рамадана в конце прошлой недели активность возрастет, но на существенное оживление уже никто не рассчитывает.
Безусловно, немалую роль здесь играет политическая нестабильность. Через три недели в Турции выборы с неясным исходом и далеко идущими последствиями. Но кроме того, Турция столкнулась и с объективными трудностями. Уж очень грандиозная задача стоит перед страной. В пострадавших провинциях надо отстроить более 300 тыс. зданий. В первой половине апреля в правительстве оценили затраты в $104 млрд. Таких денег в стране просто нет. Также нужны люди, строительная техника и многое другое, включая стальную продукцию.
Работы уже идут. Так, к середине апреля расчистили большую часть завалов объемом в 200 млн. т строительного мусора. Кое-где приступили к рытью котлованов и возведению фундаментов. Но все это будет происходить не в виде всеобщего мощного рывка, а в ритме постепенного равномерного процесса. Причем надо учитывать еще и то, что переброска мощностей в пострадавшие от землетрясения провинции означает, что где-то в других местах их станет не хватать.
Поэтому оживление на турецком рынке стали если и произойдет, то, скорее, в июне, если стране удастся благополучно пройти через выборы. Впрочем, S&P Global прогнозирует в среднем на второй квартал понижение цен на металлолом в Турции примерно на $40 за т по сравнению с нынешним уровнем. Вероятно, стальная продукция тоже подешевеет, а для заготовки российского производства практически неизбежным выглядит спад до менее $550 за т FOB в мае.
В то же время, на глобальном фоне Турция — это сравнительно некрупный игрок. Текущую обстановку определяют Китай, с одной стороны, и западные страны, с другой. В настоящее время их влияние идет, скорее, в минус.
Ситуация в Китае парадоксальная. Экономика там реально идет на поправку после ковида. Рост ВВП в первом квартале 2023 г. составил 4,5%, тогда как консенсус-прогноз западных инвестиционных банков и компаний был близок к 4,0%. Капиталовложения в основные фонды прибавили 5,1% по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года. Инвестиции в недвижимость, правда, уменьшились на 5,8%, но спад, достигший крайней точки в ноябре 2022 г., определенно замедляется.
Более того, по данным Народного банка Китая, объем кредитования домохозяйств, включая ипотеку, в марте 2023 г. достиг рекордного значения в истории — 634,8 млрд. юаней ($92,7 млрд.). В 30 крупнейших городах Китая продажи недвижимости (по площадям) превысили показатель марта 2022 г. на 44% и только на 4% уступили марту докризисного 2019 г. Также в марте китайские банки выдали компаниям 2,07 трлн. юаней средне- и долгосрочных займов, что на 54% больше, чем год назад.
Спрос на стальную продукцию в стране есть. Вследствие этого металлургические компании выплавили в марте 95,7 млн. т стали, на 6,9% больше, чем в том же месяце 2022 г. Среднесуточный выпуск в размере 3,088 млн. т оказался рекордным для марта месяца и максимальным с мая прошлого года. Производство стали по итогам первого квартала прибавило 6,1% к прошлогоднему показателю и достигло 261,6 млн. т.
Как оказалось, это слишком много. На китайском рынке стальной продукции возник избыток предложения, а цены на прокат упали до уровня ноября-декабря прошлого года. Многие компании вышли со своей продукцией на внешние рынки, предлагая ее в больших количествах и дешево. Во Вьетнаме китайский горячекатаный прокат упал до $615-630 за т CFR, в Турции — до $670-690 за т.
По данным консалтинговой компании Mysteel, около половины китайских металлургических компаний сейчас убыточные, так как стоимость сырья понизилась в меньшей степени, чем стоимость стальной продукции. Но загрузка мощностей остается рекордно высокой с 2021 г. Половина производителей получает прибыль, так что заинтересована в наращивании выпуска. А вторая половина не хочет терять рыночную долю и поддерживает максимальную загрузку, чтобы минимизировать удельные накладные расходы.
Представляется, что в будущем китайский рынок достигнет равновесия. Спрос продолжит прибавлять, производство, возможно, слегка уменьшится. Тогда и цены стабилизируются, а при успешном раскладе даже возрастут. Но очень высокими они, очевидно, не будут.
Если для китайского рынка стали нынешние проблемы, скорее, временные, то для западных они грозят стать если не постоянными, то долгосрочными. Так, в Европе котировки на листовой прокат, что поднимались мало-помалу с прошлого года, пошли на спад.
Непосредственной причиной этого снижения местные специалисты называют сильную конкуренцию со стороны азиатских поставщиков. Они предлагают горячекатаный прокат на третий квартал на 100-150 евро за т дешевле, чем региональные производители. В некотором роде, это эффект домино. Китайцы своим дешевым прокатом вытеснили индийцев и японцев с других рынков, а тем приходится давиться в Европе, куда китайцам путь закрыт из-за антидемпинга. Но доля импорта на европейском рынке горячекатаного проката не так уж велика. Проблема — в недостаточном спросе со стороны европейской экономики.
На прошлой неделе снова провалилась до немногим более $80 за баррель нефть. Ее удешевление отражает, прежде всего, опасения по поводу возможного спада в западных странах. Многие аналитики предполагают, что Федеральная резервная система США на очередном заседании, которое состоится 2-3 мая, снова поднимет ключевую процентную ставку, а ее примеру последуют Европейский центральный банк, Банк Англии и прочие тому подобные организации.
Как показали данные статистики за март, инфляция в западных странах снижается. И это естественно, так как по сравнению с мартом прошлого года сильно подешевели энергоносители. Однако засада заключается в том, что все остальное продолжает дорожать. Ослаблять денежную политику нельзя, иначе есть шанс свалиться в галопирующую инфляцию. Но повышать процентную ставку тоже чревато неприятностями. Экономика западных стран привыкла к дешевым деньгам, а отвыкать от них трудно и больно.
Пока, на первый взгляд ничего существенного не происходит, ничего не меняется. Но мелкие изменения накапливаются. Большие перемены всегда приходят незаметно и неожиданно, но предпосылки к ним вызревают долго.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»