Первое полугодие завершилось на российском рынке стали без каких-либо больших потрясений. Ситуация в отечественной экономике мало-помалу продолжает выправляться, видимый спрос на стальную продукцию постепенно увеличивается. Благодаря этому потихоньку растут цены на арматуру, а в секторе листового проката появился какой-то свет в конце туннеля. По крайней мере, меткомбинаты ставят вопрос о фактическом повышении по июльским контрактам.
При этом в качестве одного из основных аргументов в пользу стабилизации и роста цен на стальную продукцию в России приводится улучшение обстановки на мировом рынке. Действительно, отечественные компании не без оснований рассчитывают на увеличение экспортных котировок на листовой прокат в июле, а подорожание металлолома и арматуры в Турции должно потянуть за собой вверх и российскую заготовку.
Таким образом, Китай и Турция, получается, снова помогают российским производителям, естественно, преследуя свои интересы. В Турции после крайне невыразительного начала года, когда видимое потребление стали в стране сокращалось по сравнению с прошлогодним графиком, происходит подъем в строительной отрасли благодаря запуску новых проектов в сферах туризма, инфраструктуры, промышленности. А основой для него, похоже, стало укрепление политической стабильности. После того как президент Реджеп Эрдоган выиграл референдум, значительно укрепивший его власть в стране, и стал полноценно сотрудничать с Россией, Ираном и Сирией, и в национальной экономике как-то дела пошли на лад.
По логике, потребление стальной продукции в Китае сейчас должно снижаться. Помимо жилищного строительства, неблагоприятные показатели показывает автомобилестроение после отмены в апреле налоговых льгот на покупку малолитражек. Наконец, власти пытаются сдерживать кредитование промышленных и строительных компаний, чтобы не накапливалась проблемная задолженность.
Подъем в Китае можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, закрытие мелких заводов, выплавлявших дешевую низкокачественную сталь, расчистило рынок и позволило более крупным и современным заводам нарастить продажи. А во-вторых, правительство страны реально занимается стимулированием экономического роста, в частности, посредством реализации крупных инфраструктурных проектов и путем поддержки высокотехнологичных отраслей.
Кстати, именно такого подхода ждут от отечественных властей и российские граждане. Во всяком случае, так пишут «Ведомости», ссылаясь на опросы, проведенные в Институте социальной политики НИУ ВШЭ и Институте социологии РАН. По данным этих опросов, больше половины респондентов поддержали модель экономики с сильным государственным планированием и только 26% высказались в пользу преимущественно рыночных отношений. Причем по сравнению с аналогичными опросами пятилетней давности доля «рыночников» уменьшилась на 6 процентных пунктов, т. е. почти на 19%, а «планировщиков» - превысила 50%.
Авторы исследования при этом считают, что люди голосуют против рыночной модели, потому что снижающийся уровень благосостояния заставляет их со все большей ностальгией вспоминать о советском прошлом. Пожалуй, с этим трудно в полной мере согласиться. Советской власти в России нет уже больше четверти века, и не следует уподобляться некоему клоуну, исполняющему в одном месте должность президента, склонному обвинять «проклятое советское прошлое» во всех грехах вплоть до предельной коррумпированности местной верхушки.
Еще одна проблема заключается в том, что российское правительство, предпочитающее действовать, в основном, рыночными методами, пока не в состоянии решить давно назревшие в стране насущные задачи или, вернее, решает их, но весьма медленно. Это относится и к обеспечению экономического роста в целом, и к поддержке обрабатывающих отраслей промышленности, и к борьбе с коррупцией, и к повышению доходов населения. Все это накладывается на сохраняющиеся очевидные недостатки в информационной политике, здравоохранении, образовании, на растущее расслоение общества.
Государственные корпорации способны решать весьма масштабные задачи. Это и «Газпром» с его «потоками», и «Росатом», и ОАК с новым самолетом МС-21, даже многократно обруганная «Роснефть», планирующая строительство двух крупных нефтехимических комплексов в Поволжье и Восточной Сибири. На уровне отдельных проектов — Керченского моста, «Ямал-СПГ», «ЗапСибНефтехима» обеспечивается успешное сотрудничество государства и крупных частных компаний. Но массовых масштабов эта тенденция пока не принимает.
Скорее, результаты опросов Института социальной политики НИУ ВШЭ и Института социологии РАН следует воспринимать как «общественный заказ» на качественное государственное управление. Достижение 2% роста ВВП к началу осени, как считает министр экономического развития Максим Орешкин, - это, может, неплохо по сравнению с двумя предыдущими годами, но еще слишком мало, чтобы хотя бы вернуться на докризисный уровень.
Хотя, с другой стороны, экономические чудеса сами по себе не происходят. Тот же Китай может вкладывать сотни миллиардов долларов в строительство высокоскоростных железнодорожных магистралей, уникальных мостов и целых городов, потому что зарабатывает эти средства за счет резко положительного внешнеторгового баланса. А он возник, прежде всего, благодаря тому, что западные страны некогда открыли свои рынки для китайского ширпотреба и пока не собираются их закрывать, ограничивая импорт только отдельных товарных групп — стальной и алюминиевой продукции, солнечных панелей, некоторой химии. Точно так же, опираясь на экспорт в США и Европу, поднялись в свое время Япония, Южная Корея, Турция...
Нам таких подарков никто не даст. И расширение внешних поставок отечественной машиностроительной продукции, к которому призывал президент на расширенном заседании бюро Союза машиностроителей России и ассоциации «Лига содействия оборонным предприятиям», представляет собой исключительно сложную задачу, которую можно успешно решить только при действенной поддержке государства. Пора, наконец, привыкнуть к той мысли, что западные страны предоставляют своим промышленникам столько преференций, сколько никакому Китаю не снилось! А все обвинения в адрес китайцев, якобы забивающих мировые рынки своей «субсидируемой» продукцией, - это обычное западное лицемерие, помноженное на двойные стандарты.
Совершенно откровенно действуют в этом плане США, где, похоже, подходит к концу расследование, которое должно показать, насколько опасным для интересов национальной безопасности является импорт продукции из стали и алюминия. Практически никто не сомневается в том, что по его итогам американцы начнут отгораживаться от иностранных поставщиков пошлинами и квотами, а их примеру с готовностью последует Европейский Союз. Вопрос остается лишь в том, когда об этом будет объявлено во всеуслышание.
А превращению США в ведущего экспортера сланцевого газа мешает относительная дороговизна этого ресурса. Дело в том, что на сжижение-разжижения и транспортировку СПГ необходимо потратить достаточно серьезные средства. В пересчете на тысячу кубов это будет почти столько же, сколько сейчас стоит газ на европейском спотовом рынке. Именно по этой причине европейские СПГ-терминалы работают в последние годы менее чем на 25% мощности, а большая часть закупок сжиженного газа в прошлом году пришлась на страны, испытывающие дефицит трубопроводного газа, - Великобританию, Испанию, Италию. «Газпром» же в первом полугодии нарастил экспорт газа в страны дальнего зарубежья на 12,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
По этой причине американцам для продвижения своего газа на внешние рынки приходится задействовать политические рычаги — санкции против России, направленные против «Северного потока-2» и недавний наезд на Катар, который является крупнейшим экспортером СПГ. И, пожалуй, следует ожидать, что этот протекционизм с политическим уклоном будет только усиливаться.
В этой обстановке нам остается только усерднее развивать внутренний рынок, не бояться реально поддерживать промышленность и строительство и крепить связи с дружественными и нейтральными странами, поскольку расширение экспорта — это действительно весьма действенное средство для стимулирования собственной экономики. Если кому-то мы мешаем самим фактом своего существования, то другие нам помогут!
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»