Лето, ах, лето!.. Пора отпусков и отдыха. Жара и грозы, дачи и курорты. И прелюдия к тому, что придет осенью. И зимой, которая всегда близко...
Для российского рынка стали конец июля стал временем стабилизации. Цены на стальную продукцию перестали падать, а в некоторых сегментах немного повысились. В августе, если не произойдет каких-либо резких изменений в экономике и политике, их уровень должен быть относительно стабильным. Падать незачем, а расти некуда.
Стабилизация произошла благодаря сокращению объемов производства. По данным Росстата, выпуск сортового проката в июне упал на 18,5% по сравнению с тем же месяцем 2021 г., а горячекатаного листового проката — на 25,1%. Это дало возможность убрать с рынка большую часть излишков, которые ранее надо было срочно пристраивать любой ценой.
Не исключено, что металлургам и в третьем квартале придется корректировать объемы производства в сторону уменьшения. Но именно корректировать, не больше. Санкции уже полностью проявили свою суть, вовсю идут процессы приспособления к новым реалиям. Отрасль уже где-то возле дна, а может быть, даже начинает с его выбираться.
Тот же самый Росстат показывает, что спад в российской экономике во втором квартале усиливался. Темпы роста ВВП, составлявшие 2% в марте, провалились до минус 2,5% в апреле, минус 3,4% в мае и минус 4,6% в июне. Учитывая беспрецедентные масштабы обрушившихся на страну санкций, результат в целом неплохой. По крайней мере, обвала не произошло.
Рубль, правда, опять начал снижаться, но в дозированных объемах. К тому же, для экспортеров, включая металлургов, это только в плюс. Цены на металл и нефть мировом рынке опускаются, но рублевые доходы, как минимум, остаются относительно постоянными.
Самый глубокий провал в российской экономике из крупных секторов показало автомобилестроение — падение на 62,2% в июне по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года и почти на 40% по итогам первого полугодия. Расплата за то, что 15-20 лет тому назад пошли по легкому пути — не стали возрождать свою конструкторскую школу и свое производство, а понадеялись на иностранных инвесторов. Хотя какие были тогда альтернативы?.. Да и пока мировая экономика была реально глобальной, это вполне работало.
Впрочем, крайней точкой спада в российском автопроме был май. В июне и июле в этой отрасли что-то начало шевелиться. Впереди, конечно, очень долгий путь, но он сулит достаточно солидные «плюшки». При самых удачных раскладах за несколько лет можно будет, наконец, поднять локализацию производства автокомпонентов.
Причем это относится не только к автопрому. Некоторые компании в последние месяцы занимаются просто лихорадочной деятельностью по окучиванию новых ниш. Иностранцы добровольно освободили часть рынка — это сколько же возможностей! Опять же, хорошие активы можно выкупить за бесценок.
Понятно, что торговая и сервисная блокада — вещь крайне неприятная. Эпопея с турбинами для компрессорной станции «Газпрома» на «Северном потоке-1» это демонстрирует. А сколько таких случаев просто не попало в СМИ? Ближайшие месяцы — осень, зима — станут испытанием для многих. Тогда точно и выяснится, кто чего успел импортозаместить. Отмотать назад уже ничего нельзя, надо идти дальше, к пока туманному и невообразимому будущему.
Еще одна знаковая точка спада в российской экономике — добыча природного газа. В июне она упала на 23,2% по сравнению с аналогичным периодом годичной давности. По итогам первого полугодия снижение составило 6,6%.
Самое неприятное здесь — это необходимость консервации скважин и падение инвестиций в новые проекты. В том числе, и по той причине, что российский нефтегаз оказался зависимым от западных технологий, материалов, оборудования, программного обеспечения и т. д. В то же время, увеличиваются капиталовложения в газификацию российской провинции. Усиливаются стимулы для расширения производства продукции с более высокой добавленной стоимостью — например, удобрений и пластиков. Да и снижение добычи само по себе не так уж и плохо. Больше в запас останется, а он, как известно, карман не тянет.
Тем временем европейцы посовещались и решили, что вместо ослабления санкций против России (с теми же турбинами, например) лучше сократят потребление газа в период с 1 августа по 31 марта 2023 г. Закладывались сразу на 15%, но в результате получится что-то около 12-13% из-за многочисленных послаблений и ограничений. Характерно, что никаких милостей от природы... то есть, России, конечно... евровласти не ждут. Более того, сценарий с полным прекращением российских поставок находится в работе. Тогда ограничения газопотребления, ныне добровольные, станут обязательными.
Какие тут есть варианты? В энергетике — максимально возможно заменить газ углем и мазутом. При том, что Европа с 10 августа прекращает импорт российского угля, а к концу года планирует обнулить закупки нефти и нефтепродуктов, задача не самая тривиальная и точно дорогостоящая. Население призывают меньше греться и реже мыться, а за невыключенный после себя свет в туалете, не исключено, будут пороть.
Максимальный режим экономии предписан для промышленности. По оценкам Platts Analytics, она как раз сократит потребление газа на 15%. При его стоимости в пределах $1300-1500 за 1 тыс. куб. м во втором полугодии это произойдет, можно сказать, естественным путем. Правда, в странах Западной Европы правительства субсидируют газ и электроэнергию для важнейших потребителей, но в какой-то момент проблемой могут стать и сами физические поставки.
Европейские металлургические компании заранее анонсируют повышения цен на сортовой и листовой прокат на сентябрь, указывая на ожидаемый рост затрат. Но для этого им, вероятно, придется сильнее сокращать производство. Потребление осенью и зимой, вполне возможно, снова просядет.
Пока что западные металлурги не считают нынешний кризис долгосрочной тенденцией. И в Европе, и в США запускается много новых проектов по строительству новых и модернизации действующих производственных линий. Активно идет борьба с выбросами углекислого газа. Буквально вплоть до того, что каждый меткомбинат обязан обзавестись электропечами и освоить выпуск восстановленного железа по технологиям водородной металлургии.
Кстати, интересно, что по данным исследования Hydrogen Europe, декарбонизация среднего европейского меткомбината с помощью водорода потребует установки электролизеров общей мощностью 1,2-1,3 ГВт и солнечных либо ветряных станций на 3-5 ГВт. Это реально много, так как сейчас совокупные мощности глобального парка водородных электролизеров не дотягивают и до 0,5 ГВт, а на конец 2021 г. во всей Европе было установлено 187,5 ГВт ветряных и 160,3 ГВт солнечных мощностей. При этом стоимость данной трансформации оценивается почти в 7 млрд. евро, а рост себестоимости выплавки стали после ее завершения — в 125-205 евро за т.
В общем, есть такое подозрение, что кто-то слишком далеко ушел в воображаемый мир, и его придется выводить оттуда с помощью методик лечебного голодания и криотерапии. Впрочем, и у нас хватает строителей воздушных замков, которые имеют обыкновение громко лопаться при столкновении с реальной жизнью.
Любой кризис хорош тем, что выявляет и устраняет нежизнеспособные конструкции. Но плохо то, что эта процедура проводится на живой экономике и без наркоза. Государственная же поддержка — вещь избирательная, сложная в употреблении и долгая. Россия — это общество порядка и процедуры. В этой «уставщине» с неплохой обратной связью есть свои преимущества, но скорость исполнения решений к ним не относится.
Например, стройку обещают поддерживать много и разнообразно. Но на ближайшие месяцы в ней, по-видимому, будут только два источника роста — ипотека, которая немного воспрянула духом после понижения ставок, и восстановительные работы в Донбассе. Все остальное — это, в лучшем случае, 2023 г.
Спрос на стальную продукцию, в России, таким образом, находится в состоянии «новой нормальности» и в ближайшие месяцы будет изменяться, в основном, в силу действия сезонных факторов. С экспортом будет сложно в августе, так как спрос повсеместно низкий, а вот осень покажет, в каком состоянии реально находится мировая экономика. Зима же, скорее всего, измерит глубину кризиса.
Российские металлурги, кстати, нашли новых покупателей в Индии, оправив туда большие объемы листового проката. По данным зарубежных источников, оплата осуществлялась в юанях и эмиратских дирхамах. Это говорит... нет, буквально вопиет о необходимости внедрения нового механизма международных расчетов на основании либо мультивалютного механизма, как было в ЕС перед введением евро, либо новой валюты, например, в рамках БРИКС.
Впрочем, возможно, над этом уже работают. Как говорится, время покажет. И проверит.
Источник: ИИС «Металлоснабжение и сбыт»