Первая половина декабря завершилась новым подъемом цен на листовой прокат, который, как водится, начался на мировом рынке, а затем распространился и на российский. Китайские компании довели стоимость горячекатаных рулонов до наивысшего за последние три года уровня - $530 за т FOB и более, а в России меткомбинаты анонсировали подъем внутренних котировок на данную продукцию в январе примерно на 3% по сравнению с текущим месяцем. Подхватив эту тенденцию, некоторые дистрибьюторские компании в Москве впервые в истории начали предлагать тонколистовой горячекатаный прокат более чем по 40 тыс. руб. за т с НДС.

Основным источником этого ценового скачка стало очередное увеличение затрат металлургических компаний. На прошедшей неделе было заключено базовое соглашение на поставки коксующегося угля в первом квартале 2017 года. Японская корпорация Nippon Steel & Sumitomo Metals Corp. согласилась на рост стоимости этого сырья на 42,5% по сравнению с октябрем-декабрем текущего года до $285 за т FOB Австралия для высококачественного «твердого» материала.

Одновременно Nippon Steel сообщила об очередном поднятии котировок на стальную продукцию. В этом к ней присоединились корейская Posco, тайваньская China Steel, китайская объединенная корпорация BaoWu. Повышение цен на листовой прокат, которое вступит в силу в январе или несколько позже, составляет от $50 до около $100 за т. И это создает ориентиры, которыми будут руководствоваться и другие металлургические компании, в том числе, и российские. Экспортные котировки на отечественный горячекатаный прокат начинают все более устойчиво превышать отметку $500 за т FOB.

Причем, дело заключается не только в коксующемся угле. На мировом рынке продолжает подниматься железная руда. Стоимость качественного австралийского сырья превысила отметку $80 за т CFR Китай, прибавив более 90% по сравнению с началом текущего года. Китайская экономика несмотря на все местные проблемы и трудности в последнее время демонстрирует высокие темпы роста. Статистика за ноябрь показала расширение инвестиций в основной капитал (кстати, основной вклад в этот подъем внесли государственные корпорации), улучшение производственных показателей большинства отраслей китайской промышленности, поддержку строительного сектора крупными инфраструктурными проектами.

Таким образом, Китай в последнее время вернул себе статус «локомотива», основного источника роста если не всей мировой экономики в целом, то ее металлургической отрасли наверняка. Возможно, с приближением Нового года по местному календарю (28 января) ажиотаж спадет, а внутренние котировки на прокат покатятся вниз, но пока что Китай, с одной стороны, помогает мировым ценам на сырье брать новые высоты, а, с другой, поддерживает на высоком уровне и стоимость стальной продукции. И пока рынок прочно стоит на этих двух опорах, спада не произойдет.

В результате российским потребителям листовой стали приходится принимать повышение, источник которого находится за пределами страны. В то же время, в секторе сортового проката влияние внешних факторов уже не настолько явно благоприятствует росту. Металлурги пока молчат в отношении январских котировок на арматуру, а на споте некоторые компании за последнюю неделю пересмотрели цены в прайс-листах в сторону понижения.

Стоимость российской заготовки на экспорте практически не меняется уже больше месяца. Здесь отечественным поставщикам приходится ориентироваться на Турцию, где внутренние цены на сорт в декабре пошли на спад, а в последнее время на уступки были вынуждены пойти и экспортеры арматуры и катанки. Тем не менее, все более очевидное подорожание металлолома, охватившее к настоящему времени все основные региональные рынки, может оказать поддержку сортовому прокату и подтянуть вверх стоимость данной продукции в России.

В последнюю неделю в мировой экономике происходили и другие немаловажные события. Ведущие экспортеры нефти, включая Россию, подтвердили верность курсу на сокращение добычи. Это способствовало закреплению биржевых котировок на нефть «брент» выше отметки $50 за баррель, а также укрепило рубль. Впрочем, основная проверка на прочность пройдет в этом секторе в начале января, когда поступят статистические данные об объемах производства за декабрь. В ноябре страны ОПЕК напоследок загнали уровень добычи на рекордную величину, и это, конечно, не способствует успокоению рынка.

Кроме того, на новой волне подорожания наращивают обороты некоторые из тех производителей нефти, что не присоединились к всеобщим ограничениям, - например, США и Китай. Так что, на мировом рынке этого энергоресурса еще ничего не решено. В ОПЕК считают, что спрос и предложение удастся сбалансировать (если удастся) лишь во второй половине 2017 года, а до этого нефть будет постоянно находиться под угрозой возможного понижения.

Федеральная резервная система США под конец года все-таки приняла решение о повышении учетной ставки на 0,25 п.п. Рост, конечно, символический, но он символизирует начало отхода от прежнего курса на сверхдешевые деньги (в течение 2017 года ФРС обещает еще три повышения ставки) и может привести к укреплению доллара, снижению экономического роста и некоторому обострению долговых проблем в США и других западных странах. Впрочем, американский рынок сейчас находится в промежуточном состоянии в ожидании смены власти и экономического курса, так что до конца января, а то и до весны каких-либо серьезных изменений там не предвидится. Естественно, при условии стабильности политической ситуации в стране.

Российская экономика под конец года все более отчетливо демонстрирует признаки если не оживления, то прелюдии к нему. В Министерстве экономического развития пересмотрели прогноз по инвестициям в основной капитал. Прежнее ожидаемое падение данного показателя на 3,7% в текущем году было смягчено до 3,4%. Как говорится, мелочь, а приятно. Промышленное производство в ноябре добилось роста на 2,7% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Это наилучший показатель с конца 2014 года. Причем, обычно отстающие обрабатывающие отрасли оказались в плюсе на 2,5%.

Возможно, в этом сыграло роль прекращение спада в российской автомобильной промышленности. В ноябре за последние 23 месяца статистики зафиксировали увеличение продаж легковых и легких коммерческих автомобилей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а выпуск грузовиков и автобусов уже давно устойчиво находится в плюсе. Министерство промышленности и торговли ожидает, что в 2017 году российский автопром добьется 7%-ного прироста.

Очевидно, не в последнюю роль в этом должна сыграть господдержка, которую Минпромторг запросил в объеме 62,3 млрд. руб., не считая стимулирования экспорта. И эти деньги будут потрачены не впустую. В российской автомобильной промышленности постоянно растет уровень локализации, так что дополнительный спрос на легковые машины и грузовики подтягивает за собой целый ряд смежных производств.

Получается, что российскую экономику продолжает тянуть назад только строительство. По итогам первых десяти месяцев текущего года объем строительных работ в сопоставимых ценах все еще на 5,0% отстает от показателей того же периода годичной давности. Причем, такие лидеры отечественного рынка как Москва и Московская область, Петербург, Татарстан, Тюменская область демонстрируют положительную или нулевую динамику, а минус в общенациональном масштабе обеспечивает «провинция». В большинстве областей и республик за пределами этих основных центров объемы строительства сократились на 5-25% по сравнению с прошлым годом.

Тем не менее, и в этом секторе заметен свет в конце туннеля. При этом, судя по всему, прекращение спада в строительстве и смежных отраслях, включая производство стройматериалов, сортового проката и метизов, само по себе обеспечит повышение темпов роста российского ВВП выше нуля. Однако это не снимает задачу поиска источников ускорения российской экономики. Над решением этой проблемы продолжают ломать головы в правительстве, свои программы готовят и различные бизнес-ассоциации и общественные организации.

По большому счету, основных подходов здесь два. Первый заключается в проведении активной государственной политики стимулирования экономического роста, второй, наоборот, в уменьшении влияния государства на экономику и создании благоприятного климата для развития бизнеса. Под последним, очевидно, понимаются борьба с коррупцией и рейдерством, снижение административной нагрузки на компании, дерегулирование, отмена или упрощение различных разрешительных процедур. Одним словом, те самые «реформы», на которые все никак не сподобится российское государство.

Впрочем, противоречие между этими двумя направлениями, пожалуй, кажущееся. Судя по всему, для обеспечения экономического подъема нужно и то, и другое. В России в последнее время, как бы там ни было, наблюдался крен в сторону первой составляющей. Правительство оказывало поддержку определенным отраслям, работали Фонд развития промышленности и другие институты, предоставлявшие финансирование определенных проектов. Но создаваемые благодаря этим усилиям точечные зоны роста в масштабах всей экономики сводились на нет дефицитом и дороговизной кредитных средств, общей неопределенностью и отсутствием доверия. Как говорится, кто будет инвестировать в серьезный проект, если не знает, что станет с его бизнесом через месяц?!

В то же время, в Украине, например, произошел крен в другую сторону. Киевское правительство взяло на вооружение сугубо либеральную экономическую модель, провозгласив приоритетами своей деятельности дерегулирование и расширение свободы для бизнеса. Выступая на недавно прошедшей в Киеве конференции по развитию стального строительства, вице-премьер и министр строительства, регионального развития и ЖКХ Геннадий Зубко, другие правительственные чиновники и депутаты Верховной Рады с гордостью заявляли, например, что количество разрешительных процедур для украинских строителей за последние года сократилось в несколько раз, а пройти весь процесс согласований можно почти в три раза быстрее, чем в Евросоюзе. Даже коррупция в Украине не настолько всеобъемлюща, как может показаться на первый взгляд. В стране идет ожесточенная борьба между олигархическими группировками, поэтому «чужих» коррупционеров там время от времени раскрывают и арестовывают.

Однако эти несомненные достижения сводятся на нет отсутствием какой-либо помощи для реального сектора экономики. Правительство не только не оказывает финансовой поддержки промышленности и строительному сектору, но и считает такие меры безусловно вредными, поскольку они в специфических украинских условиях только плодят коррупцию. Государственные инвестиции упали до минимума, внятная промышленная политика отсутствует как класс, видимый спрос за последние годы упал в разы из-за обнищания населения. Поэтому действия властей по дерегулированию экономики, часто происходящие под диктовку зарубежных доноров, оплачивающих этот процесс реформ, дают лишь весьма ограниченный эффект.

Все это говорит о том, что вопрос об ускорении экономического роста в России может быть решен только комплексно. Такая программа, если она появится, должна включать в себя как меры по поддержке производства и стимулированию спроса, так и движение в сторону улучшения предпринимательского климата. Не менее важно будет и дать стране четкую перспективу, указать те цели, к которым мы стремимся. Тогда любые действия властей, будь то снижение инфляции или льготные кредиты для автопрома, можно будет с достаточной точностью воспринимать как источники роста или же препятствия на пути к нему.